Новости магазина настольных игр "Огненный Шар"

Во Славу Одина — подробный обзор игры.

Опубликовано: 20.04.2018
Во Славу Одина — подробный обзор игры.

Предисловие

Для начала, пара слов о жанре еврогейма и людях, которые причастны к популяризации данного жанра среди игроков. Еврогейм, наверное, одна из первых игровых тематик, с которыми знакомятся игроки после опробирования настольных игр. В них можно узнать о множестве интересных механик, дать неплохую зарядку мозгу и в целом поупражняться в просчитывании и планировании. Однако, в большинстве из них есть то, что отпугивает новых игроков и не даёт возможности возвратиться в подобный вид развлечений – подавляющий абстракционизм. Многие видят в процессе простое, скучное передвижение кубиков и фишек из одной части планшета в другую и искренне удивляются, как что-то подобное вообще может приносить кому-то удовольствие. На самом деле большую часть именно тематической части игры приходится додумывать самому. И так, пусть игрок и располагает всего лишь цифрами и фигурками, для него это ресурсы, которые логистически отправляются в нужные места, или многотысячные армии, марширующие в сторону ближайшего игрока. 

Однако нельзя просто взять и уговорить кого-то играть в то, что ему не нравится, чего человек не понимает или не хочет понять даже не в силу сложности игры, а скорее из-за того, что всё это выглядит сухо и скучно. Партии в еврогейм – далеко не самое развесёлое занятие. Такие игры – это проверка на способность мыслить наперёд, поэтому стимуляция мозговой деятельности проходит почти в полной тишине, разве что от настолько серьёзных раздумий эти мысли не материализуются.

Именно поэтому одного знаменитого автора евроигр Уве Розенберга считают чуть ли не революционером в мире настольных игр, а если точнее – еврогеймов. Дизайн его детищ всегда подразумевает тематику. Да, игроки всё так же двигают жетоны, считают цифры и думают на два хода вперёд, однако самоотдача Розенберга и страсть разбираться во всём привела к тому, что его игры наполнены историей. Практически все его работы приобрели массовую популярность. Одной из таких стала игра Агрикола, где игроки в качестве фермеров должны были обустроить своё жилище и, собственно, ферму. В игре были сотни профессий, которые вполне тематично вписывались в процесс, а ресурсы не просто брались на определенной точке: это были, например, вырубка леса, посев или работа на каменоломне. От этого играть становилось приятно и хотелось возвращаться в игру снова и снова, потому что за одну партию нельзя было использовать даже десятой части игрового потенциала.

Розенберг – математик, поэтому многие его игры имеют точность и последовательность. Ему нравится стимулировать людей считать, однако он не заставляет делать этого на каком-то запредельном уровне. Его игры созданы для широкой аудитории. Одной из таких, где планирование и просчёт вам явно пригодятся, является Пэчворк – простая дуэльная игра, где, тем не менее, большую роль играет ваше внимание к оппоненту и умение играть в Тетрис. Да, вы не ошиблись – пускай это сравнение и грубое, но здесь вам предстоит из различных фигур (лоскутов) сшить как можно более целостное одеяло. Не вдаваясь в детали, это в целом всё, что надо знать об этой игре. Пускай и звучит просто, но на практике Пэчворк – увлекательное занятие. Способность Розенберга увлечь игрока за чем-то простым потрясает, и именно поэтому Пэчворк частенько мелькает в топах различных блогеров по лучшим дульным играм.

feast_odin_11.jpg

Пир во славу Одина!

И вот, собственно, мы подошли к теме этой статьи. Игра, чьё название и фигурирует в заголовке. Один – скандинавский Бог грома, а мы же, игроки, готовимся к ежегодному фестивалю. Каждый клан викингов ежегодно старается как можно сильнее угодить суровому божеству, закатив лучший пир, а также не забывает приводить свою деревню к величию.

Первое, что мы видим в тяжеленной коробке – просто килограммы картонных и деревянных компонентов и пластиковые органайзеры для их хранения и удобного пользования. Так же нельзя забывать и про карты, коих тут почти 300 штук и каждая уникальна! Советую сразу приготовить стол побольше, потому что места для этой игры вам потребуется ну очень много. Что довольно забавно – игровое поле при этом занимает, пожалуй, меньше всего места. Коробка просто под завязку набита… всем остальным.

Во славу Одина – это игра с механикой выставления рабочих (worker placement), но при этом Розенберг умудрился интегрировать в неё одну из своих самых успешных игр – пэчворк. Да-да, не удивляйтесь! У каждого игрока есть личный планшет с домом вождя, который надо забивать различными вещами, будь то сундуки сокровищ с набегов, различные трофеи, охотничьи и военные, и десятки товаров, которые вы выменяли у торговцев. Стоит сразу отметить, что обе механики гармонично сплетены друг с другом. На игровом поле вы выставляете рабочих, которые приносят вам новые полезные вещи, а этими вещами вы потом заставляете ваше жилище. Но давайте по порядку!

img-rfA6jn13-1.jpg

Игровой процесс

Итак, вначале игры в вашем распоряжении есть викинги (ваши «рабочие») и, пока ещё пустующий, дом вождя. Игра делится на раунды, а раунды, в свою очередь, проходят 12 этапов. Но не торопитесь вытаращивать глаза и опускать челюсть, потому что большинство этих этапов проходят за 5 секунд и считаются просто напоминалкой для игроков о том, что им сейчас надо сделать. Основная же часть времени приходится на этап выставления викингов. Всего раундов 6 или 7, в зависимости от того, хотите вы быстрой игры или подольше (но рекомендую сразу начинать с 7-ми, потому что 6 раундов, порой, катастрофически не хватает для вашего планирования).

В начале раунда каждый клан собирает урожай и получает нового викинга к уже имеющимся, потом каждый игрок по очереди назначает от одного до четырёх рабочих на ячейку действия, и так пока у каждого игрока не закончатся действия. Потом, собственно, закатывается пир! Если вы славно попировали во славу Бога грома, то продолжаете в том же духе, однако те, кто не прокормил своё племя, получит значительные штрафы Тинга.

Итак, теперь подробнее к основному процессу – выставления рабочих и заваливания дома вождя различным викингским хламом. Здесь есть несколько отличительных особенностей, которые выделяют «Во славу Одина» от других игр подобной механики.

Во-первых, на поле есть аж 61 вид разных действий! И снова не спешите отчаиваться от сложности, потому что здесь есть пара секретов. Для начала, действия условно можно разбит по столбцам и рядам. В ряду указано, какой вид деятельности исполняют данные ячейки. Например, строительство, собирательство, охота, торговля и т.д. А столбцы (коих 4) – сколько викингов понадобится выставить на это действие. То бишь, в строительстве есть 4 ячейки, каждая из которых, по факту, сильнее предыдущей, но на занятие этого действия требуется больше викингов и, скорее всего, ресурсов. Например, один викинг построит сарай, двое – хижину, трое – длинный дом, а четверо помимо строения соорудят ещё и корабль. В целом иконографика на поле очень удобная и логичная. Всё предельно ясно и вопросы во время партии практически не возникают. На некоторых ячейках пишут, что надо, чтобы занять её. Например, ловля на китов потребует от вас строительства Вельбота, торговля – торговый корабль, кузнечное дело – руду. При этом игрок уже сам догадывается о том, что надо сделать, что бы добиться желаемого. Хочешь грабить прибрежные города? Тебе нужен драккар! Чтобы построить драккар – тебе нужно дерево. Чтобы добыть дерево, надо его вырубить в лесах и горах. Изучая планшет действий, с удивлением обнаруживаешь, как в этой игре много всего! Можно осваивать новые земли, торговать, разводить животных, заниматься строительством, собирать урожаи и т.д.

feast_odin_6.jpg

Во-вторых, выставление 3-4 викингов поощряется вводом профессии! Их здесь почти 300, как я уже говорил ранее, и все уникальные. Более того, помимо простой дачи ресурсов они, порой, могут полностью изменить ваш игровой процесс. Допустим, дальнейшие профессии можно вводить просто за монету, или в каждый ход сбора бонусов вы получаете дополнительный, если выполняете определенные условия и т.д.

Все эти выполняемые действия дают вам тайлы, которые в течение игры могут либо трансформироваться в более ценные товары, либо выставляться в вашу хижину. Сами из себя они представляют фишки размером X*Y клеточек, и схематично делятся на цвета: желтый à красный à зеленый à синий. В таком порядке, во-первых, поднимается ценность тайла. Во-вторых, желтые и красные – это продукты, необходимые для организации ежегодного пира. Зелёные и синие же выставляются в дом вождя. Викинги, как оказалось, народ довольно капризный, поэтому на пиру они отказываются есть, если стол завален одним мясом: обязательно чередуйте его с овощами. А если у вас нет подходящего тайла для кормления викинга, от него всегда можно откупиться монетой. Да и с чувством дизайна у них тоже свои особенности: в доме, хотя вы и заваливаете его банальной кучей хлама (викинги просто тащат все самое блестящее и дорогое). Все должно быть строго по викингскому феншую: зеленые тайлы не имеют права касаться других зеленых тайлов, а синие и серые – универсальные и могут стоять как угодно. Но если вам позарез надо закрыть отрицательные очки, то смело накидайте туда денег или руды, так будет побогаче.

Ещё в вашем доме можно увидеть монетки и различные бонусы в виде дерева, руды, камня или даже рунных украшений. Что бы получать бонусный ресурс, его нужно со всех сторон закрыть тайлам, но что бы получать денежный доход, указанный на планшете, надо полностью заставить все клетки ниже и левее этой цифры. При чем хитрить не получится: пока не закроется предыдущий рисунок с монетой, следующий закрывать банально нельзя.

Так же в игре нельзя переставлять тайлы. Однажды поставив что-то в удобную позицию, переместить это в другое место уже запрещено правилами. Так что будьте внимательны к тому, чем вы располагаете сейчас и что получите позже.

По мере игры вы можете строить новые дома, осваивать новые земли, и там, по тем же правилам, нести в дом всё, что плохо лежит и до чего добрались ваши загребущие ручонки. Можно отправлять своих викингов на переселение, таким образом вам можно будет кормить на пару ртов меньше. В этой игре просто десятки вариантов различных возможностей. И. что самое удивительное, в евроигре внезапно появились кубики (в этом месте фанатов Розенберга и просто евро игроков хватил удар)! Однако не торопитесь с выводами. Для начала, действий, где необходимо его бросить, очень мало. Во-вторых, бросок можно контролировать перебросами и модификаторами. И даже если так у вас ничего не получилось, действие не считается потраченным впустую: часть викингов возвращается в деревню, а также, в качестве компенсации, вы получаете ещё больше модификаторов и немного ресурсов.

img-kl2BZr2j.jpg

Мнение об игре

Я бы очень хотел описать всё подробнее, но, боюсь, что эта статья уже превратилась бы в целый роман. А так я постарался охватить всё то, за что я безумно люблю эту игру. Розенберг, как обычно, сделал просто невероятное – он придумал сложную игру, которая на деле оказывается настолько логичной, что сложность эта нисколько не чувствуется. Тактик в этой игре так много, что чаще всего, каждый игрок просто занят своим делом, не мешая другим. Знай себе – охоться на китов, а потом обменивай добычу на что-то более ценное. Или разводи коров и овец и тоннами стриги шерсть и дои молоко. Или разграбь всё что можно. Или... короче, в этой игре просто море всего того, чем можно заняться.

Продолжительность игры 2 – 4 часа, больше зависит, конечно, от числа игроков. При этом многие вещи разрешается делать во время хода противника. Например, устанавливать новые тайлы или покупать корабли. Всё это экономит кучу времени, и больше концентрирует внимание игроков именно к тому, что они делают у себя, нежели следить за действиями оппонентов. Это банально забавно. Игра, при всей своей сложности, мотивирует разложить свой пасьянс. Ты переживаешь, когда видишь, что не можешь прокормит племя и тут же бежишь скорее это исправить. В целом, редко приходится с кем – то соперничать за определенные ячейки действий в силу того, что всегда есть альтернатива или кому – то просто не сдалось то действие, которое ты хотел бы занять. Ведь там их целых 61! А при игре вчетвером ещё и добавляются плашки копирования действий.

feast_odin_10.jpg

Ну и как обычно, Уве Розенберг сделал свою игру просто крайне тематичной. К ней даже идёт альманах, который расписывает буквально КАЖДУЮ деталь, которую вы видите в игре. За каждым действием есть история. Все тайлы имею своё описание и что они значили в быту древних скандинав. Ей богу, не игра, а форменный ликбез, в лучших смыслах.

Кому бы я посоветовал в неё поиграть. Если субъективно – то всем. Это моя любимая игра Розенберга. Ещё пир во славу Одина мне нравится играть на двоих. Лично для меня – это возможность просто получить удовольствие от процесса, без безумной гонки за очками. Однако, она явно не подойдёт тем, кто не любит решать головоломки, обдумывать стратегию и планировать, да и первая партия затянется на довольно много времени, потому что в игре просто тонны всего, и хочется всё и сразу. Так что, если для вашей компании в приоритете стоит что-то быстрое и на расслабление, то вам явно не в категорию евро игр. Для всех остальных, кто неравнодушен к этому жанру, кто любит долгие партии, в которых надо собрать воедино картину того, как вы хотите прийти к победе, «пир во Славу Одина» я рекомендую к ознакомлению!

Играйте в хорошие игры! С уважением, Алексей Б.


Возврат к списку