История и современность настольных игр. От древних времен до наших дней
  • Главная
  • Новости
  • История и современность настольных игр. От древних времен и до наших дней.

История и современность настольных игр. От древних времен и до наших дней.

Опубликовано: 28.01.2018
История и современность настольных игр. От древних времен и до наших дней.

ПРОЛОГ

Люди, сколько помнит их история, всегда находили время занять себя игрой. Игра, развивая человека, становилась повседневной частью его жизни. Задачи, которые она перед собой ставила, непременно отражались в образе мышления и способности игрока проецировать их на окружающий его мир. Азарт стал мотивацией ко многим историческим свершениям. Со временем игры стали не только детской забавой, но и вполне зрелым способом провести досуг для любой возрастной категории. Одним из таких способов стала настольная игра в разных её вариациях.

Здравствуй, дорогой читатель и любитель настольных игр. Очевидно, Вы здесь неспроста и в один из моментов своей повседневной жизни пристрастились к популярному нынче течению проведения досуга. В этой вводной статье Вы узнаете с чего всё началось, чем настольные игры удивляют сейчас и какое будущее их ждёт.

1.jpg

С ДРЕВНИХ ВРЕМЁН…

Когда жанр настольных игр только зарождался, это было не столько развлечение, сколько привилегия высокопоставленных членов общества, в основном – императоров, королей, их придворных и иже с ними. Сами игры же несли в себе мистический, символический смысл, и скорее напоминали сеанс предсказания будущего. Так, императоры древнего Египта играли в одну из первых известных нам настольных игр – Сенет. Как и многие игры древности, правила самой игры были частично утрачены, однако общее представление всё-таки было восстановлено. Символизируя прямую линию (нашей загробной жизни) игрок должен пройти от одного конца доски к другой, избегая препятствий. Считалось, что удачливый игрок идет под покровительством богов.

Народ Шумеров обзавёлся и своим вариантом настольной игры. До наших дней дошла лишь игровая доска и игральные кости, но название и правила канули в лету, потому обозвали её «игрой из города Ур». Археологи же считают, что ею пользовались для предсказания успеха будущего военного похода или для проверки тактических способностей новоиспечённых воинов.

Не все цивилизации культивировали в своих играх удачу. Самой известной восточной игрой можно с уверенностью назвать Го, которая родилась в древнем Китае. В ней нет элемента случайности. Успешным оказывается только тот игрок, который изучает стратегию противника и навязывает свою. Игра приобрела популярность по всему миру, и даже сегодня мировые чемпионаты предлагают игрокам внушительные денежные призы.

3.jpeg

С развитием человечества игры начали приобретать в своей механике тактичность. Пускай элемент удачи всё так же в них присутствовал. Не потерявшая и по сей актуальности игра нарды была изобретена в древнем Риме и с тех пор не изменила своей игровой механики.

Древняя ацтекская игра Патолли уже предлагала вести счёт на очки и разделяться на команды.

Самой известной настольной игрой, прошедшей проверку временем, можно с уверенностью назвать шахматы. В неё играли короли всех стран и эпох, играют и сегодня. По ней ежегодно проводятся мировые турниры. В наше время игра стала настолько изученной, что в прошлом году программисты смогли написать искусственный интеллект, не поддающийся человеческому просчёту и ещё не побежденный ни одним мировым шахматистом.

6.jpg

В НАШЕ ВРЕМЯ…

С годами игры начали приобретать форму, конкретность. Абстрактные фишки и фигуры со временем становятся фигурками. Игровые события отмечаются карточками, появляется иконографика, игровые поля становятся всё более расширенными и детализированными. Игровые механики усложняются. Игры потихонечку обрастают сеттингом и художественным оформлением, становятся яркими. Размываются также границы возраста, с которого люди начинают играть в современные настольные игры. Полки магазинов ломятся от выбора игр для любого поколения.

Пожалуй, самой известной настольной игрой, знакомой всем возрастам, можно без преувеличения назвать «Монополию». В нашей стране она приобрела популярность лишь в конце 90-х годов, но в США – родине самой игры – произвела фурор ещё в середине 40-х. Вы только подумайте, на протяжении 80-ти лет эта игра продолжает рушить дружеские отношения и убивать нервные клетки.

 7.jpeg

Ещё одной вехой в истории стало изобретение жанра wargame (война/варгейм). И неудивительно, ведь формат напрашивался сам собой. На учениях вышестоящих военных использовалась масштабная, трёхмерная карта, симулирующая поле битвы, также были и две противоборствующие стороны. Оглашались правила, ограничения и свойства армий. Ведущим игрокам (командирам и генералам) необходимо было симулировать наиболее благоприятный исход битвы. Звучит также интересно, как и проходит на самом деле. А сам жанр возник в середине прошлого века и популярен до сих пор. Вы только посмотрите на это разнообразие миниатюр от Games Workshop!

 8.jpg

Своего апогея достигло развитие целых игровых систем. В 1974 году появляется первый коммерческий вариант ролевых настольных игр. И к нашему времени таких систем появилось десятки, а фанатская база только растёт. Ролевые игры дали начало кооперативным настольным. Впервые появилось вовлечение игрока путём интеграции в игру его собственного персонажа. Возможность ассоциировать себя или ведомого персонажа как часть происходящей истории произвела впечатление на многих игровых дизайнеров. Как итог – появление в играх целой истории и сюжетной составляющей, дарящей уникальный опыт каждой партии.

Если игры древности не имели жанровой принадлежности как таковой и несли в себе, скорее, мистический смысл, то сейчас практически каждый год приходится придумывать новую категорию для новых игр (потому легче классифицировать современные игры по механикам, которые в них присутствуют).

И что самое интересное – настольные игры не стоят на месте и продолжают развиваться.

Всего за век мы добились намного большего, чем за предыдущие несколько столетий. В том числе и в производственных мощностях, что позволяет выпускать один тираж за другим. Сегодня полки магазинов ломятся от сотен различных игр. Игрок, впервые столкнувшийся с современными настольными играми, просто теряется во всём этом разнообразии. На самом знаменитом зарубежном сайте, посвященному настольным играм,"BoardGameGeek" зарегистрировано более 90000 игр и дополнений к ним.

10.jpg

И ДАЛЕЕ…

Настала эпоха новых технологий. Рынки охватывают смартфоны, карманные консоли и другие игровые платформы. В такие времена, казалось бы, настольные игры должны стоять в тени видеоигровых гигантов. Однако, это далеко не так: каждый год мы убеждаемся, что новые идеи в настольном мире себя ещё не исчерпали, и каждый год удивляемся новым играм от ведущих дизайнеров.

Интересными нововведениями блещут игры с так называемой механикой наследия. Данная механика позволяет игрокам каждый раз получать уникальный опыт, не сравнимый с предыдущим. С каждой новой партией игра предлагает развитие, постоянное движение вперёд, где каждый раз игроков встречает новый, неизвестный поворот. Сейчас есть как развитие уже классических серий игр (Пандемия, Risk), так и новых, специально подготовленных под эту механику, проектов (Чартерстоун).

Некоторые игры уже сейчас требуют наличие смартфона или персонального компьютера на актуальной платформе. Это достаточно свежее требование, тем не менее, довольно тепло принятое игроками по всему миру. Запускаемое приложение может играть роль ведущего вашей истории (Descent: road to legend, Mansions of Madness 2nd edition) или незаменимого помощника (Alchemists, XCOM). Хотя в самом начале к эксперименту относились очень скептично, сейчас можно точно утверждать, что такой формат для настольных игр более чем приемлем.

Мы будем ждать появление новых игр и новых механик. Их вклад в развитие очень ценен и, вероятно, приведёт к новой жанровой эволюции. Интеграция сторонних приложений показало себя с очень хорошей стороны, а развитие внутри самой игры дарит неоценимый опыт для игроков. Возможно, именно за такими проектами будущее.

 11.jpg

...МЫ ИГРАЕМ В НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Человек играет в настольные игры сколько помнит его история. Пусть в начале это были обычные игральные кости и простая проверка на удачу, но с эволюцией человека, продолжалась эволюция и настольных игр.

Если раньше такие игры были лишь привилегией царей, то сейчас они есть в каждой семье. Закономерный вопрос: как настольные игры не теряют актуальности и по сей день? Помимо того, что игра, как процесс – всегда была базой для развития человека любого возраста, она является замечательным способом провести время в дружной кампании. Именно возможность ощущать, взаимодействовать и общаться в живую всегда дарит бесконечный поток положительных эмоций. Социальные аспекты (соревнование, кооперация, совместное решение головоломок и других задач) будут преследовать нас всегда, и не потеряют актуальности.

И именно настольные игры полноценно дарят нам эти возможности.

Автор: Алексей Быченков

Возврат к списку