Настольная игра Покорение Марса - обзор, правила, особенности
  • Главная
  • Новости
  • Подробный разбор игры "Покорение Марса". Правила, компоненты и все остальное.

Подробный разбор игры "Покорение Марса". Правила, компоненты и все остальное.

Опубликовано: 25.03.2018
Подробный разбор игры "Покорение Марса". Правила, компоненты и все остальное.
Сегодня на столе у нас будет разложена одна из лучших игр в мире по версии сайта BoardGameGeek, игра Покорение Марса (Terraforming Mars). У нас в России эта игра уже не новинка, была локализована ещё в 2017 году, на год позже мирового релиза. Сейчас эта игра занимает 5-е место в мировом рейтинге настольных игр. И надо сказать, что вполне заслуженно, а вот разобраться почему, мы постараемся в этой статье.

Тайна красной планеты


Покорение Марса – это классический еврогейм на сбор очков. Игроки берут на себя роль одной из десятков предложенных корпораций и стараются привести неприветливую красную планету к пригодной для жизни человека. В игре присутствует не так много механик, однако отточены они практически до совершенства, поэтому игровой процесс становится таким притягательным, что время за игрой проходит незаметно.

embed_asset.jpg

Перед игроками лежат их личные планшеты и игровое поле. Рядом расположена увесистая колода карт, где каждая карта является уникальной. На каждой свой рисунок, свои свойства и требования. Это одна из многочисленных прелестей игры – во время партии вы не встретите ни одной повторяющейся карты. Компоненты в игре сделаны очень качественно. Универсальные «кубики» для подсчета материалов блестят, словно выполнены из космических сплавов, картонные компоненты твёрдые и приятные на ощупь. Карты так же выполнены из качественного картона.

Игра длится неограниченное число раундов, однако в ней есть три параметра, при достижении максимального значения которых партия заканчивается. Этими параметрами являются жизненно важные для человека приемлемый уровень кислорода, тепла и наличие воды для размножения всех известных биологических видов. В недавнем дополнении предложено проскочить немного вперёд и помимо Марса начать заниматься благоустройством Венеры.

photo.jpg

Хотя «параметр Венеры» и даёт игровые очки, он является необязательным для заполнения.


Нам предстоит долгий путь


Перед партией игрокам выдаётся корпорация со своим уникальным свойством и стартовыми ресурсами. И уже с самого начала игра даёт нам понять, что она – многогранна, и способов победы в ней очень много. Хотя в целом игроки могут делать исключительно одинаковые действия, сами корпорации немного меняют либо свойства игрока в свою пользу, либо, например, удешевляют некоторые действия, намекая на то, чем занимается их корпорация лучше всего, и к какой стратегии лучше быть готовым.

После того, как корпорации были выбраны, игроки переходят к следующему этапу – драфту. Драфт – это такая механика в настольных (и не только) играх, когда игрокам на руки выдаются карты. Одну из этих карт игрок оставляет себе, все остальные он передаёт своему соседу. В то же время сосед с другой стороны делает то же самое, и вы получите карты от него. И так продолжится, пока игроки не разберут все имеющиеся у них карты. Однако не всё так просто в покорении Марса. Эти карты являются проектами, а проекты надо сначала профинансировать, так что из тех карт, что вы в итоге оставили у себя, вам необходимо выбрать какие оставить в игре. За эти карты придётся платить местной валютой – мегакредитами. Остальные уходят в сброс и, возможно, уже никогда не войдут в игру.

terraforming_mars_detalle_mano.jpg

На первом этапе игроки берут 10 карт, чтобы иметь возможность задать начальное направление своей стратегии. В течении игры, в каждом новом раунде, драфт будет повторяться, однако только в первом будет раздаваться так много карт, все остальное время это число сократится до 4-х.

После этих двух этапов – выбора корпорации и сбора карт – начинается основное действие игры. Определив первого игрока, все по очереди делают два действия по часовой стрелке, пока не закончится раунд. А завершится он только в тот момент, когда каждый из игроков решит спасовать. И именно в этот этап "Покорение Марса" раскрывает себя во всей красе. Вы можете вводить те самые карты, которые оставили у себя во время драфта, чтобы повышать свои собственные параметры на будущее, можете вводить проекты, для того, чтобы внезапно повысить температуру на Марсе, выложить океан или озеленить планету.

Перед нами во всей своей красе стоит Марс, который в течении игры будет постоянно меняться. Как уже говорилось ранее, нам надо будет усиленно озеленять планету, бомбардировать её астероидами для образования кратеров (и заполнения их водой), а также строить города, вводить различные проекты, добывающие шахты, и много чего ещё.

DSC00946.jpg

Помимо своего планшета, в игре действительно важно видеть общую картину развития Марса. Каждый раз повышая один из важнейших параметров (температура, кислород, океан), вы увеличиваете свой рейтинг Терраформирования, который во время партии добавляет вам дохода местной валюты, а в конце игры уйдёт в подсчёт очков. Но самое интересное, что сама планета богата различной рудой и другими ресурсами. Когда вы выкладываете очередной жетон, то сразу отмечаете эту территорию своей. Логично, что и все находящиеся там ресурсы тоже теперь принадлежат вам. Гонка корпораций во всей красе, даже спустя сотни лет.

Озёра можно выкладывать только под специальные для них места на карте (отмеченные голубым гексы). Теперь, если игрок решит выложить жетон рядом с озером, то будет получать за это бонус в мегакредитах. Когда вы озеленяете Марс или строите колонию, это непременно отражается на самой планете: вы выкладываете жетон города или леса рядом со своими уже выставленными жетонами (если таких нет, то вы вольны выбрать любое место на Марсе, к слову, океаны не могут принадлежать игрокам, но рейтинг терраформирования все равно повышают). Когда вы озеленяете Марс, то стимулируете выработку кислорода. А колонии будут приносить вам постоянный доход и в конце игры будут давать очки за каждый жетон озеленения вокруг него.

Terraforming_Mars_contenido.jpg

Хотя глаза и разбегаются от массы возможностей, предложенных игрой, в первые свои несколько раундов вы вряд ли сможете построить что-то большое. Во-первых, некоторые карты имеют свои ограничения и не могут быть построены, пока вы не повысите кислород до допустимого уровня, или пока не построите достаточно научно ориентированных зданий. Есть также карты, которые, наоборот, стимулируют построить их раньше, потому что имеют параметр ограничения на ввод. Например, нельзя будет ввести карту, когда уровень температуры превысил N-ное значение.

Ещё одной интересной фишкой является то, что во время партии вы можете выполнить различные достижения или назначить награду за какие-либо параметры (например, самый богатый игрок, или игрок с наибольшим числом построенных научных зданий). Все они будут иметь влияние в подсчёте очков и давать их будут очень много. 


За место под солнцем следует сражаться


Вы, возможно, уже решили, что покорение Марса – очередное сухое евро. Однако это не совсем так. Как и в настоящей жизни, огромные корпорации постоянно конкурируют друг с другом, поэтому всегда можно насолить другому игроку. Для этого есть как прямые карты воздействия на других игроков, так и вполне стратегические, косвенные возможности. Многие карты, такие как метеориты, помогают вовремя избавить ваших соперников от лишней, на ваш взгляд, нагрузке ресурсами озеленения. Местные пустынные рейдеры с радостью ограбят парочку вражеских станций, а биологические лаборатории выведут новый вид вируса для того, чтобы порядить разросшееся число введенных другим игроком птиц или животных.

bec3d1bd57fe11e789f7ac220bcdc1fa_d208e8e67f8111e787e7ac220bcdc1fa.jpg

Однако есть и более тонкие методы манипуляций. Например, прилежный игрок-ботаник, который тщательно озеленяет Марс может быть использован в ваших коварных целях, когда вы построите свою колонию вокруг его жетонов озеленения, а он будет вынужден и дальше продолжать выращивать леса именно там, давая вам победные очки. Или остановить развитие другого игрока, начав строить вокруг него фабрики, а то и вовсе проводить испытания ядерного оружия или эксперименты над извержениями вулкана.

И хотя таких способов в игре не так много, какого-то ощутимого перевеса и дисбаланса они не привносят. Так что не стоит расстраиваться, если вам вдруг подложили свинью. Марс – это бизнес. В следующий раз и вы чем-нибудь нагадите своим врагам.


Подытоживая 


В покорении Марса действительно ощущаешь себя лидером большой, богатой корпорации, которая специализируется на различных параметрах по улучшению жизни на красной планете. Этому способствует отличное, красивое оформление. Лично мне нравится стилистика картинок на картах – это могут быть настоящие фотографии, тщательно отфотошопленные для придания атмосферы будущего, или просто красивые и качественные иллюстрации. Если кто-то разбирается в вопросах геологии Марса и интересуется вопросами терраформирования, теориями и настоящими проектами, то найдёт отражение действительной географии на карте Марса и применение всех достижений текущей науки и научных теорий в проектах, которые можно вводить для разрастания Марса. Как в лучших играх Уве Розенберга, автор покорения Марса, Яуб Фрекселиус, тщательно и щепетильно изучил все эти вопросы, теории и практические эксперименты и просто ввёл их в игру.

Игра при этом не является чем-то запредельно сложным. Она отлично подойдёт как для людей, только-только знакомящихся с миром настольных игр, так и для настольщиков со стажем. Хотелось бы поговорить о минусах, но они очень субъективны и и точно не обнаружат себя быстро. Некоторым игрокам не нравятся конфликтные карты, которые чего-то лишают других игроков. Кто-то считает, что драфт занимает слишком много времени. Кому-то просто не нравится тема космоса и терраформирования. Лично мне казалось, что игра обладает синдромом снежного кома, когда лидера с каждым ходом все сложнее и сложнее догнать, однако далеко не все партии обладали таким эффектом и подавляющее их большинство всё-таки дарило много позитивных ощущений. Но всё это по сути вкусовщина, а покорение Марса – это объективно очень хорошая игра.

И вы играйте только в хорошие игры! С уважением, Алексей Б.

Возврат к списку