-
Турнир по классическому Манчкину!
25 марта 2024 -
Пререлизы «Базового выпуска 2020»
19 июня 2019 -
Релизный драфт выпуска «Горизонты Модерна»!
13 июня 2019 -
«Лоскутная империя». Составляй и властвуй!
26 марта 2019 -
Учим играть в Magic: the Gathering на Open House
4 января 2019
Подробный обзор настольной игры Азул
Введение
Для начала – я не очень люблю абстракты. Да, я уважаю классику, такие как нарды, шахматы и шашки. Однако, чем дальше изучаешь мир настольных игр, тем больше нового для себя открываешь. Игры становятся сложнее в плане правил, обрастают неисчислимыми деталями, исключениями, правилами на десятки страниц, в хорошем смысле этих слов. Стали появляться новые мировые дизайнеры, которые к интересным игровым механикам приплетают увесистый сюжет, проработанный игровой мир и при этом гармонично балансирует между просто красивой игрой и именно «игрой», в понимании как термина, обозначающего процесс. Как сейчас принято говорить: «красоту завезли, а вот геймплей забыли». И очень часто абстрактные игры сталкиваются с обратным: в них есть интересные механики, эволюционирующие и развивающиеся вместе с тем, как игрок находит новые способы эксплуатировать правила и обнаруживать новые интересные находки. Однако, к сожалению, порой дизайнеры просто забывают о внешней составляющей своей игры. Взять, к примеру, Hive – простора для тактики не меньше, чем в классических шахматах, а механика постепенного выставления фишек и грамотного их позиционирования реализована мастерски. Однако эта игра, как и большинство настоящих абстрактных, просто по факту о перемещении фишек с разными свойствами (и я нисколько не принижаю достоинств Hive, игра – то замечательная). И вот тут на сцену выходит Azul.
Впечатления от первого знакомства
Яркая, красивая игра, с качественно выполненными компонентами в ту же секунду бросается в глаза. При этом она не вызывает какого – то ощущения недостатка внимания. Нет, игра просто привлекательно выглядит. Но все мы знаем, что судить книгу по обложке никогда не было правильным, так что углубляемся внутрь коробки.
А там нас ждет красивая предыстория о том, чем нам предстоит, собственно, в игре заниматься. И снова абстракт удивляет! Никаких перемещений фишек с одного места на другое. Вы теперь выполняете роль художника, оформляющего стены дворца в Эворе. Как минимум, в Азуле есть небольшой сюжет и цель игроков становится ясной. Каждый ход фабрики доставляют игрокам необходимые элементы рисунка, которые необходимо грамотно выставить в нужные им позиции на планшете. Чем эффективнее вы строите свой рисунок, тем больше очков в течении игры получаете. Игра поощряет вас, когда вы выполняете его последовательно, заполняя мозаику шаг за шагом, а вот, разбросанная по всему дворцу, плитка, короля Мануила I не сильно впечатляет, за что и очков вы, соответственно, получаете меньше.
В общем, при всём моём скепсисе к жанру, Азул оказалась очень привлекательной и красивой игрой, в которой даже оставили небольшое место для истории.
Игровой процесс
Вот где абстракты сияют во всей красе. Азул – лёгкая игра. Правила можно понять даже если вы просто впервые сели посмотреть, чем заняты игроки за своей партией. Да, они (правила) усваиваются на интуитивном уровне и запоминаются с первого раза так, что разбуди вас посреди ночи, вы точно скажете что, как и где в Азуле работает.
Для начала, на поле лежат несколько фабрик (5/7/9 для 2/3/4 игроков соответственно), на каждой из которых – по четыре случайно разбросанных плитки для вашего рисунка. Всего видов плиток 5. В свой ход игрок забирает с одной из фабрик все плитки одного цвета и располагает их у себя на планшете слева от рисунка, а не взятые скидываются в центр стола. Все собранные плитки он устанавливает только в один ряд (на 1 – 5 мест под плитку), так что, если вы взяли лишнего, то остаток падает на нижний уровень, или, если этот уровень уже занят, тогда уходит в отрицательные очки. Игроки следуют одному простому правилу расположения: нельзя располагать тот цвет плитки, который вы уже выставили в одном ряду. Чем дальше идёт игра, тем серьёзней становится цена неправильного решения и приоритета по выставлению, поэтому игрокам следует внимательно следить за тем, кто, что и куда ставит, чтобы не пропустить удобный момент и забрать себе нужное количество плиток необходимого цвета.
Плитки так же можно забирать и из центра стола. Если вы делаете это первым в текущем раунде, то в следующем будете первым игроком. Однако инициатива здесь наказывается небольшим штрафом в одно победное очко.
Как только плитки закончились, начинается подсчёт очков. И вот тут очень важно, какие решения вы принимали в течении раунда и какие цвета забирали, ставя в необходимые ряды. Потому что чем полнее ваш рисунок, тем больше победных очков вы получаете. Если плитка лежит непрерывно, то вы получаете бонус за полноту рисунка (по +1 очку за каждую непрерывно соединенную в рисунке плитку как по горизонтали, так и по вертикали) а если вы планировали неудачно и рисунок получился рваным, то довольствоваться придётся малым.
Итоговое мнение
Вокруг Азула было очень много шума. Игра выстрелила в Essen Spiel и других настольно – игровых мероприятиях. Все хвалили её за экзотическую красоту и гениальную простоту. Однако сам я был глух к этому шуму из – за своего упрямого скептицизма по сухости и почти неживой природы абстрактных настолок. И как же я был удивлён, однажды сыграв в Азул. Ну вот же – могут! И правильно кричали и хайпили, потому что игра своего внимания действительно заслуживает! Очень простые правила, объясняющиеся за 5 минут и на интуитивном уровне понятные, динамичные партии с хорошей зарядкой для ума и просто красивая атмосфера самого Азула сделали её одной из самых впечатляющих игр этого года.
Кому бы я посоветовал эту игру. Ну, для начала, игра скорее филлер. Партия может длиться всего 15-20 минут (но есть вариант для продвинутых игроков с полем без стандартного рисунка). Поэтому в первую очередь я бы взял Азул для семейных вечеров, тем более, что игра вполне понятна детям. Конечно, я бы рекомендовал его для новичков, только знакомящимися с миром настольных игр, так как в нём есть много важных базовых игровых элементов: планирование и общая осведомлённость в происходящем, ведь чем ближе Азул к концу, тем серьёзнее надо смотреть на возможности оппонента и просчитывать его ходы наперёд, что бы поиметь наибольшую выгоду. Ну и, в конце концов, для хардкорных настольщиков, что бы было чем занять себя за ожиданием опоздунов и провести время между чем – то эпическим.
Вот так как – то получилось, что Азул, по моему скромному мнению, заходит всем. Обманчиво простая и невероятно красивая игра, определенно заслуживающая вашего внимания.
Играйте только в хорошие игры!Алексей Б.