Новости магазина настольных игр "Огненный Шар"

Шериф Ноттингема — подробный обзор игры

Опубликовано: 15.08.2018
Шериф Ноттингема — подробный обзор игры

Вступление


Есть такая категория настольных игр, которую трудно отнести к какому – либо определенному жанру. Обычно он определяется механиками, встроенными в игровой процесс. И сами механики уже давным – давно стали классическими: кинь-двинь, выставление рабочих, контроль территорий и прочее. Есть, однако, один жанр, держащийся практически особняком от других, если говорить о сфере конкретно настольных игр. Говорим мы о механике «блеф». И здесь и скрывается небольшой нюанс: само понятие блефа очень сильно размыто, потому что по факту он не ограничен рамками правил. Это классическое покерное «верю-не верю», обычная проверка на интуицию. Однако азарт, скрытый в глубинных смыслах этого простого слова, мотивирует возвращаться в игру снова и снова.

Совсем близко, буквально в притирку с блефом стоит и такая механика, как любят называть её в СНГ сегменте, «политика» (однако правильней было бы обозвать её «переговоры», как называют её на западе – «negotiation»). Словно хвост, всегда виляет вокруг своего хозяина, появляясь то тут, то там. В некоторых играх это исключительно механика выбора. Например — настольная «игра престолов», где в фазу той самой политики, игроки вольны заключать между собой союзы, а в фазу приказов их исполнять или нарушать. А вот в недавно вышедшей «Восходящее Солнце», договора между игроками дают объективные бонусы при условии, что никто их не нарушает, и наоборот, жестоко штрафуют тех, кто не держит слово.

Однако обе эти механики несут в себе одну простую цель – убедить своего оппонента в чём – то, что выгодно тебе, вам обоим, или наоборот, вообще никому. При этом в ход пускаются любые уловки – будь то эмоциональная эксплуатация или банальная лапша на уши. Но всего несколько интересных правил, красивый фентезийный сеттинг и правильная мотивация игроков на использование вышеперечисленных методов убеждения меняют всё представление об играх такого жанра. За этим представляю вам одну из моих любимых игр на блеф и убеждение – Шериф Ноттингема.

sheriff_of_nottingham_in_play.jpg


Знакомство

Наполнение самой коробки может показаться скромным, но за свою цену  кажется вполне приемлемым. Более двухсот карт, сотни жетонов монет, пяток приятных на ощупь мешочков и планшетов игроков, ну и самое главное – здоровенная картонная фишка самого Шерифа Ноттингемского. Может показаться скромно, но для хорошей игры многого и не пригодится.

Каждый из нас становится одним из торговцев, перевозящих свой товар в не такой уж славный город Ноттингем. Что в нём плохого? Да конечно же жадный до денег, скользкий Шериф, так и норовящий стрясти с нас побольше денег за проезд через ворота в Ноттингем! По приказу Принца Джона честному народу Англии сейчас не полагается никаких изысканных и эксклюзивных товаров: довольствуйтесь постным сыром да белым хлебом. Мы конечно торговцы все честные и королевские указы не нарушаем (кхе-кхе), однако случается и такое, что исключительно случайно, не по нашей воле, но в нашей же повозке заваляется контрабандный товар. А Шериф инспекцию никогда не пропускает и дотошно проверяет каждого проходящего мимо торговца. Наша задача – убедить его пропустить нас в город всеми правдами и неправдами.
Если кто-то заметил знакомые имена и чувствует, что чего-то не хватает, то вы правы! Игра основана на истории о Робине Гуде, однако сам главный герой здесь не появляется. К игре есть отличное дополнение (где фигурирует сам Робин Гуд и его команда), но, к сожалению, пока нет в локализации. Издатель игры в России пока думает над ней.

sheriffofnottinghamcontents.jpg


Игровой процесс


Подготовка к игре практически моментальная. Каждый игрок получает свой мешочек, планшет и горсть монет.

Игровой процесс тоже прост до безумия. Один из игроков принимает на себя роль того самого Шерифа, остальные до поры до времени остаются торговцами, которые пытаются провести свои легальные и нелегальные товары сквозь его хищный прищур и собачий нюх. В первую фазу игроки (кроме шерифа) набирают себе 6 карт товаров на руку. Затем Шериф внимательно следит затем кто, как и что меняет в своей руке. Дело в том, что посреди стола лежит три стопки карт – две стопки сброса лицом вверх и одна колода добора лицом вниз. Брать карты и сбрасывать из можно из любой из этих трёх стопок. Это даёт информацию, хоть и не полную, о том, кто и какие товары набирает себе на руку. Однако из стопок сброса приходится брать не любые карты, а начиная с верхних. Когда игрок хочет перевезти товар, обычно ему необходимо перевезти как можно больше одинакового типа. Поэтому, чтобы добыть так нужное яблоко, зарытое под тонной нелегальных карт, приходится уже на этом этапе убеждать, что ты, как истинно честный торговец, просто собираешь каждую крупицу яблок, что ты набрал себе в руку.

После этой процедуры каждый игрок обязан положить в свой мешок до пяти карт с руки и заявить о том, что он проносит в этом мешке конкретно один тип легального товара. При этом никто не ограничивает тебя положить абсолютно что угодно, как легального, так и не очень. После того, как это сделано, начинается самая интересная часть игры – инспекция.

 

Шериф по очереди берёт мешки игроков и решает, проверить их или нет. Если он решает досмотреть мешок, то лично его вскрывает и показывает всем вложенные в него товары. Если в мешке оказалось именно то, что было заявлено, то Шериф, скрипя зубами, отдает по две монеты за товар владельцу мешка, а тот благополучно размещает товар на своём прилавке. Но если в мешке лежит хотя бы один не заявленный товар, то Шериф сам от души посмеется и потребует штраф за неустойку. Более того, весь незаявленный товар, неважно – легальный или нет, конфискуется Шерифом и отправляется в стопки сброса по его выбору. Звучит довольно просто и скучно – Шериф либо открывает мешок, либо пропускает торговца, если верит тому. Стоит обратить внимание, что любая контрабанда стоит бешеных денег, но если её заметит Шериф, то штрафы сильно ударят по кошельку, а сами товары в итоге сбросятся. Но вся соль этой игры состоит именно в тех двух механиках, о которых было написано выше.

Дело в том, что во время инспекции, Шериф вступает в переговоры с торговцами, и если вы достаточно жадный, то всегда попробуете договориться о выгодной для себя сделке. Самый распространенный пример – взятка. Если проходящий мимо вашего зоркого взгляда торговец дрожащими руками протягивает вам пару шиллингов, и, расплываясь в сардонической улыбке, заявляет, что вам, де, милорд, не о чем беспокоиться, я везу всего – лишь тройку безобидных курочек. О, ну это уже серьёзный намёк на обман, но запах лёгких денег уже отправил в нирвану наше благоразумие. Один презрительно брошенный взгляд достаточен, чтобы намекнуть на слишком скромный гонорар. Лёгкий испуг на лице торговца, и к стопочке денег прибавляется ещё парочка шиллингов. Довольные сделкой, вы тянетесь к заветной горке денег, но тут перед вами возникает чья – то рука с восемью монетами! Не удивляйтесь, потому что в каждом досмотре участвуют ВСЕ торговцы. И один из них решил сделать вам предложение повыгоднее: «Господин Шериф, да за кого он вас держит? Четыре шиллинга – это просто неуважение к вашему благородию! Я, как честный торговец, прошу немедленного досмотра этого негодяя! А вы, в знак уважения, пропускаете меня, ибо я сильно тороплюсь по своим делам». Не найдя ответ на такую сумму, первый торговец в бессилии опускает руки. Вы хватаете деньги, пропускаете вперед того щедрого господина и открываете мешок, предвкушая ещё большую наживу. Глаза горят, руки уверенно тащат из мешка что – то тяжелое и там вы обнаруживаете… три курицы. Опешивший взгляд переводится на первого торговца, а тот, в свою очередь, широко улыбаясь, протягивает вам руку: «ну что вы, ваше благородие! Я же честный торговец, никогда не провожу ничего серьёзного. Ах да, не могли бы вы компенсировать мне потраченное с вами время шестью положенными монетами?». Ворча и кипя от злости, вы кидаете хитрому барыге его шесть монет. Бросая взгляд на прошедшего мимо торговца, на его прилавке вы видите скромно расположившуюся одну головку сыра, а внизу, очевидно топорщащиеся из-под скатерти арбалетные болты и шелк. И как этот ворюга только всё это пронёс? Изобразив на лице глубочайшее дружелюбие, негодяй с искренней радостью машет вам рукой, а толпящаяся рядом знать, звенит монетами своих кошельков в надежде урвать что – то экзотическое и такой пример — один из самых банальных. В игре нет условий, по которым вы можете договариваться с шерифом. Хотите – подкупите его товарами со своего прилавка, или случайным товаром из мешка, или договоритесь на будущий пропуск. Всё это остается исключительно за вашей фантазией. Торгуйтесь, лгите, блефуйте! Но чем прекрасен Шериф Ноттингема (в смысле игра) – так это логичными рамками правил. При всём при том, что вы можете совершать какую угодно сделку, в игре есть понятие «воровской чести». Если вы заключили мгновенный договор (т.е. прямо сейчас), то Шериф и торговец обязаны выполнить его условие. Т.к. в инспекции участвуют все игроки, то и предложений будет много, но принять можно только одно, не наживаясь и обманывая остальных. Однако долгосрочные обещания (например, договор с Шерифом, что тот пропускает торговца, а он, когда настанет его очередь стать Шерифом, пропустит в город предыдущего) вполне могут быть забыты одной из сторон, и в этом плане стоит действительно доверять своему коллеге. И эти простые правила заставляют чувствовать, что при всей манере игроков обмануть друг друга, сама механика остаётся честной по отношению ко всем. Благоразумные рамки делают блеф менее размытым, а переговоры – жаркими. После того, как один из игроков побыл Шерифом, он передаёт эту власть следующему. И игра закончится тогда, когда каждый из игроков побыл Шерифом дважды (трижды при игре на троих). В конце игры каждый игрок подсчитывает свои оставшиеся капиталы и продаёт все, что у него оказалось на прилавке и под ним (контрабанда), плюс к этому ещё определяются короли и королевы каждого типа товаров. Грубо говоря, у кого первое и второе место по каждому из четырёх видов товаров, получает дополнительные деньги. Игрок, чей капитал больше всех – победитель!


Мнение


При всём моём равнодушии к «политике» и переговорам в играх, Шериф Ноттингема меня до изумления впечатлил. Огромное пространство для блефа, шантажа и подкупа. А также удачно выбранная тема и просто потрясающее художественное оформление. Отдельным плюсом к игре подчеркну, что такой тип игр очень хорошо заходит компаниям подшофе. Взрывы смеха, громкие обсуждения, слёзы и надорванные животики гарантированы.

Минусы – это, субъективно, механика. Ярые настольщики прям очень не любят болтологию. Если вы берёте эту игру в подарок человеку, который играет только Агриколу или проект Гайя, то подумайте трижды. В ней нет ни расчёта, ни стратегии. Только ваша сила убеждения и умение договариваться. Поэтому, для начала, убедитесь, что берёте эту игру под правильную компанию.

 

Играйте только в хорошие игры!

С уважением, Алексей Б.


Возврат к списку